Знамя казахского просветительского движения

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     Ч. Валиханов первым поднял знамя казахского про­светительского движения, страстно стремясь сблизить свой народ с прогрессивными слоями русского народа, создать предпосылки для развития дружбы, братства и взаимных симпатий между ними. С этой целью он изучал все стороны жизни родного народа, его быт и культуру. Этим и объясняется углубленный интерес ученого к на­циональным особенностям психологии народов, в том числе казахского.

     Первый казахский педагог-просветитель И. Алтынсарин, исходя из интересов учебно-воспитательной работы казахских школ, обращался к проблемам педагогической психологии.

     Среди казахских просветителей по своим психологи­ческим воззрениям особо выделяется А. Кунанбаев, вы­дающийся поэт и мыслитель казахского народа. Если в произведениях Валиханова и Алтынсарина мы встречаем только отдельные идеи, мысли по вопросам психологии, то в творчестве Абая можно видеть более очерченную си­стему психологических взглядов. Абай выделяется и тем, что он сделал первый шаг среди казахских просветите­лей в создании национальных психологических понятий. Он выступает как первый казах-мыслитель, обративший­ся к психологии как источнику знаний о внутреннем мире человека и одним из первых пропагандировавший ее сре­ди родного народа.

     Одной из характерных черт психологических воззре­ний казахских просветителей является выделение пробле­мы человека как личности. Однако в философском плане этот вопрос ими решается идеалистически. Интерес к про­блемам личности объясняется тем, что все они боролись за раскрепощение трудящегося человека. Борьбу за сво­боду личности казахские просветители считали неотъем­лемой частью той общей борьбы, которую они вели про­тив всего уклада феодально-патриархального общества. Психолого-педагогические взгляды казахских просвети­телей являются своеобразным отражением народной муд­рости. В них наряду с освещением таких вопросов общей психологии, как соотношение души и тела, роль воспита­ния в психическом развитии человека, получили отраже­ние и отдельные вопросы детской, педагогической и обще­ственной психологии (идеи об индивидуальных и воз­растных особенностях человека, о педагогическом такте, о роли примера, о самовоспитании, об отдельных вопро­сах психолого-педагогических основ обучения, о нацио­нальном характере и т. д.). Несмотря на то что в произ­ведениях казахских просветителей еще нет естественно­научных объяснений тех или иных сторон психологиче­ской жизни человека, их мысли все же заслуживают внимания как замечательный источник казахских психологических знаний.