Воспитательная сила слова

Из рубрики: Психологические идеи Ибрая Алтынсарина

image

     И. Алтынсарин верил в могучую воспитательную силу слова. И неслучайно поэтому почти все материалы его учебников носят дидактический характер. Иногда свои поучения он преподносил в художественной форме. На­пример, в рассказе «Садовые деревья», глубоком по сво­ему психологическому содержанию, И. Алтынсарин пи­шет: «Нет сомнения, милый мой,— говорит отец своему сыну,— в том, что в уходе есть большая польза… Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на мо­лодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправ­ляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слу­шая меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево…»

     Из рассказа вытекает идея, что в становлении лично­сти решающее значение имеет воспитание. Алтынсарин не признавал фатальной предопределенности судьбы че­ловека, предназначенной ему от рождения. «Всех ласко­во греет солнце,— писал он.— Особо рожденных не бы­ло и нет на этой земле. Мы друг перед другом с детства во всем быть должны равны».

     Как видим, взгляды Алтынсарина на формирование личности для его времени были самыми передовыми. Он признает в этом процессе влияние ряда факторов: обще­ства, семьи, условий жизни и т. д. По его мнению, окру­жающая среда (под средой он понимает также процесс обучения и воспитания) — источник развития. Наблюдая действительность, человек черпает из нее зна­ния, необходимые в общественно полезной деятельности. Педагог-просветитель считал, что жизнь не только ис­точник опыта и знания, но и хороший наставник, кото­рый учит, предостерегает от ошибок. Никто не может на­учить лучше, чем сама жизнь.

     Эта идея заложена, например, в рассказе Алтынсари­на «Сын бая и сын бедняка». Содержание его вкратце сводится к следующему: байский сын Асан и сын бедня­ка Усен отстали от своего аула во время кочевки. Они играли в степи, а когда пришли на место становища, ока­залось, что караван снялся, люди ушли и ребята оста­лись вдвоем в пустынной местности. Поставив детей в трудные условия (считая, что сохранение жизни зависит от них самих), Алтынсарин, с одной стороны, показывает психологию никчемного тунеядца Асана, неспособного по­стоять за себя, а с другой — умного, сильного, знающего жизнь, умеющего найти выход из любого тяжелого поло­жения Усена. Оказавшись в одних и тех же обстоятельст­вах, мальчики действовали по-разному. Усен проявил находчивость, практическую смекалку. На всякий случай он подбирал на оставленном становище все, что могло при­годиться (нож, иглу, клочок шерсти и т. д.). В то же вре­мя сын бая Асан пребывал в состоянии пассивного ожидания. Замыслив показать психологию детей разных социальных групп, Алтынсарин раскрывает здесь типиче­ские характеры в типической обстановке. Каково воспи­тание, такова и психология людей — вот главный лейтмо­тив этой новеллы.

     Читатель сам приходит к выводу, что любой человек — продукт воспитания. Сильным или слабым, деятельным пли пассивным, благородным или подлым создает челове­ка среда, его окружение, жизненные обстоятельства, прак­тика, труд. Писатель объясняет обусловленность пси­хологии детей социальной принадлежностью.


Советские книги