Внутренний мир человека

Из рубрики: Психологические воззрения Абая Кунанбаева

image

     Внутренний мир человека А. Кунанбаев показывает как слитые воедино ум, чувство и воля.

     Нам представляется, что к такому мнению поэт при­шел после чтения отдельных философских сочинений рус­ских революционных демократов и других мыслителей то­го времени.

     Т. Тажибаев в своей работе «Философские, психоло­гические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева» писал: «При рассмотрении вопросов психологии Абай принимает установившееся в его время трехчленное де­ление психической деятельности человека (ум, чувство и воля) и пытается раскрыть содержание последней».

     В «Семнадцатом слове» (спор воли, сердца и разума) в литературно-публицистическом плане Абай разрабаты­вает тему о тройственности душевных явлений, выступаю­щих в единстве:

Что без волн и страсти сила ума?

Неразумному сердцу — и в полдень тьма;

Разноречье троих сумей сочетать,

Этой мудрости учит нас жизнь сама!

     Поэт-мыслитель правильно понимал противоречивый характер человеческой психики, говоря о борьбе в ней трех начал: разума, чувства и воли.

     Облекая философские темы в литературную форму, Абай опирался на народнопоэтическую традицию. На­пример, такое произведение, как «Семнадцатое слово», является ценным еще и потому, что в его живой образный рассказ органически вплетаются размышления на науч­ные темы. Поражает в нем логика, аргументация, при­меры, богатство терминологии (цель, скромность, спра­ведливость, милосердие, отзывчивость, зло, обида, досто­инство, сила, жестокость, злодеяние, хитрость и др.).

     А. Кунанбаев в материалистическом плане объясняет природу почти всех познавательных процессов человека. Воздействия внешнего мира на органы чувств человека имеют многообразный характер, и воспринимаются они различными органами чувств по-разному. А. Кунанбаев это прекрасно понимал. «Если бы не было ушей, не слы­шали бы мы звуков, не получали бы наслаждения от пес­ни и не могли бы получать известий. Если бы нос не различал запахов, мы не наслаждались бы ароматом цветов и не избегали бы дурных запахов. Если бы нёбо и язык не могли различать вкуса, мы не получали бы наслаждения от приятной пищи».


Приоритет неоспорим