Уроки разговорной речи

Из рубрики: Психологические идеи Ибрая Алтынсарина

image

     Алтынсарин понимал, что усвоение знаний зависит не только от памяти, ной от способности осмысливать прочи­танное. «Чтобы учение из Сердобольского не шло бессмысленно, — пи­шет Алтынсарин в письме учителю А. Мозохину,— мы объясняем смысл прочитанного… » Он всегда категорически отвергал механическую зубрежку, требуя сознательного и глубокого освоения пройденного.

     По мнению Алтынсарина, обучение казахов русскому языку нужно начинать с уроков живой разговорной ре­чи, обрабатывая правильность произношения и накап­ливая активный запас слов. Опираясь на опыт Н. Ф. Бунакова, Алтынсарин предлагал учителям больше времени уделять именно разговорной речи учащихся. «Без практи­ческих устных разговоров,— писал он,— конечно, невоз­можно свободно и бегло говорить на каком бы то ни бы­ло языке». Он ставит перед учащимися такую цель: сна­чала они должны овладеть известным словарным мини­мумом и научиться различать особенности слов неродно­го языка. Лишь после таких предварительных лексиче­ских уроков они должны перейти к букварю. Таким обра­зом, Алтынсарин считал самым важным ознакомиться с изучаемым языком на слух. Когда же учащиеся будут различать в фразе слова и поймут их смысл, от них сле­дует уже требовать правильного произношения («не от­ступаем от ученика до тех пор, пока твердо и правильно не выразит этих слов»).

     Рекомендуемые Алтынсариным методические прие­мы обучения во многом сходны с рекомендациями К. Д. Ушинского, требовавшего приучать и глаз, и руку, и слух, и язык ребенка, одним словом, упражнять все ор­ганы его чувств, то есть пробуждать в нем активность, ин­терес к предмету, самостоятельность. Алтынсарин был убежден, что «наглядное обучение основано именно на простоте учебных приемов и удобопонятности учительс­ких объяснений». В наши дни, как известно, к урокам разговорного языка привлекаются различные наглядные пособия, причем артикуляция при произношении направ­лена на тренировку органов речи, чем и достигается проч­ность и сознательность усвоения.

     Примечательно то, что некоторые положения Алтын­сарина, касающиеся преподавания русского языка уча­щимся казахам, и поныне актуальны. Учителя национальных школ с похвалой отзываются о его методической ус­тановке по обучению нерусских детей русскому языку. Так, в подготовительном устном курсе по русскому язы­ку, ныне введенном во всех первых и вторых классах на­циональных школ СССР, мы находим отголоски алтынсаринских идей. Предварительный устный курс исходит из необходимости начального упражнения фонематиче­ского слуха и артикуляции. Эти занятия имеют также целью (это в свое время подчеркивалось Алтынсариным) заложить основу речевой активности при накоплении необходимого запаса слов.


Один больной