Связь ощущений с мышлением

Из рубрики: Психологические воззрения Абая Кунанбаева

image

     А. Кунанбаев во многих местах своих произведений подчеркивает связь ощущений с мышлением, представле­ниями, понятиями. Так, в «Сорок втором слове» по этому поводу он пишет: «…ощущения укрепляются в сознании как положительные и отрицательные понятия». Он нисколько не сомневался, что тот, кто обогатит свои знания, упражняя слух и зрение, тот обогатит также и свой ум.

     Хотя Абай не употребляет специального термина «вос­приятие», он все же косвенно указывает и на эту сто­рону психологического процесса:

Все то, что скрыто, стих раскроет мой —

Не сразу ты воспримешь. Может быть,

Слова такие слышишь ты впервой.

Как странно мне, что люди, не поняв,

Немедля речи требуют другой.

     Из содержания этих строк явствует, что восприятие человека зависит от его предыдущего опыта. Поэтому поэт предостерегает людей от поверхностного отношения к событиям. Не усвоив, не поняв сказанного, не требуй, чтобы тебе объяснили другое.

     Классики марксизма-ленинизма писали: «Образова­ние пяти внешних чувств — это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории», иначе говоря, наши ощу­щения и восприятия в процессе исторического развития становятся человеческими только тогда, когда сами предметы и явления, воспринимаемые органами чувств, начи­нают быть общественными, то есть очеловечиваются в связи с общественной практикой людей.

     К. Маркс в «Экономически-философских рукописях 1844 года» писал: «…человеческий глаз и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо — иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д.».

     Созвучные этим мыслям строки находим и в «Два­дцать седьмом слове», строки из которого приведены выше.


Хозяйства в Намдонге