Шаманство

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     Как известно, люди, верившие шаманам, поклонялись всему, в чем видели «присутствие» какой-то необъясни­мой, сверхъестественной силы. Поведение человека, его психологические свойства также объяснялись присутст­вием божества. Валиханов отмечал, что, чем более народ религиозно невежествен, тем более суеверен.

     Чувствуя сильное влияние таинственной природы, че­ловек должен был создать правила, которыми он руко­водствовался и решал, что делать и чего не делать. Од­ним словом, человек, не понимая сущности явлений при­роды, склонен был приписывать им сверхъестественную силу. «От божества,— писал Ч. Валиханов,— зависело благо и худо, добро и зло, счастье и несчастье во время земной жизни, а благодать и кара следовали тотчас за грехами в шаманском смысле».

     В младенчестве своем че­ловек, не понимая тайн Вселенной, нередко становился жертвой стихии и, не в силах противостоять силам при­роды, он «одухотворял» и «обожествлял» их. По мнению Валиханова, люди сами «обоготворили природу» («Внеш­ний мир — солнце, луна, звезды и земля — вот первые божества») Но стихийные силы природы не являются единственной первопричиной таких верований. Другая причина кроется в самом человеке, в абстрагирующей деятельности его разума.