Роль педагога в воспитании
Из рубрики: Психологические идеи Ибрая АлтынсаринаАлтынсарин ставит перед учителями задачу изучать индивидуальные особенности детей. Он считает, что разобраться в душе ребенка весьма помогает чтение педагогической литературы, поскольку она является одним из источников психологических знаний о детях. Имея в виду нерадивых учителей, в одном из своих писем он говорит, что они «никогда положительно не знакомятся с руководствами, рекомендованными педагогическим миром, не прочитывают ни одного из них до конца, не вникают в общий характер и умственный склад учащихся…».
Эти высказывания Алтынсарина не только созвучны мыслям Ушинского, но и вполне современны. «Учителей судят не по их устным, существенно не идущим к делу фразам, —писал педагог-просветитель,—а по тем плодам, которые окажутся на почве посевов, то есть по ученикам».
Успех или неуспех в воспитании и обучении, по мнению И. Алтынсарина, зависит большей частью от педагога, от его умения правильно подойти к ребенку. Педагог «имеет дело с детьми,— писал Алтынсарин,— которые, если не понимают чего-либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что не может довести до их понимания. Должен он обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо, объяснять каждый предмет охотно и простым языком, без вычурных фраз и ненужных терминов…» «Некоторые молодые учителя,— пишет он в другом месте,— у которых не установился еще твердый взгляд на дело воспитания и обучения… сбивают учеников с толку и затем сами же сердятся и доходят до злобного даже обращения с учащимися, досадуя, что последние не умеют отвечать на задаваемые вопросы; а это, в свою очередь, еще более сбивает с толку и запугивает учеников до того, что они не в состоянии уже ничего отвечать… Такие учителя сильно заблуждаются, относя непонятливость учеников к невнимательности и тупости их, а не к собственной своей вине».
Алтынсарин придавал решающее значение личности учителя. Мысли его об учителе совпадают также и с мнением Н. Г. Чернышевского, который считал, что «воспитателю должно перевоспитать самого себя и переучиться: ему следует сделаться из скучного, бестолкового, сурового педанта добрым и рассудительным преподавателем, отбросить дикие понятия, которыми загроможден здоровый смысл в его голове, приобрести взамен их разумные».
Знакомясь с высказываниями Алтынсарина о роли учителя в учебно-воспитательном процессе, поражаешься его высокой психолого-педагогической культуре. Это тем более удивительно, что жил и работал он в условиях сплошной неграмотности, преодолевая тьму невежества.
Реакционный курс во внешней политике Венгрии