Роль педагога в воспитании

Из рубрики: Психологические идеи Ибрая Алтынсарина

image

     Алтынсарин ставит перед учителями задачу изучать индивидуальные особенности детей. Он считает, что ра­зобраться в душе ребенка весьма помогает чтение педагогической литературы, поскольку она является одним из источников психологических знаний о детях. Имея в виду нерадивых учителей, в одном из своих писем он го­ворит, что они «никогда положительно не знакомятся с руководствами, рекомендованными педагогическим ми­ром, не прочитывают ни одного из них до конца, не вни­кают в общий характер и умственный склад учащих­ся…».

     Эти высказывания Алтынсарина не только созвучны мыслям Ушинского, но и вполне современны. «Учителей судят не по их устным, существенно не идущим к делу фразам, —писал педагог-просветитель,—а по тем пло­дам, которые окажутся на почве посевов, то есть по уче­никам».

     Успех или неуспех в воспитании и обучении, по мне­нию И. Алтынсарина, зависит большей частью от педаго­га, от его умения правильно подойти к ребенку. Педагог «имеет дело с детьми,— писал Алтынсарин,— которые, если не понимают чего-либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что не может довести до их понимания. Должен он обращаться с детьми крот­ко, не раздражительно, терпеливо, объяснять каждый предмет охотно и простым языком, без вычурных фраз и ненужных терминов…» «Некоторые молодые учителя,— пишет он в другом месте,— у которых не установился еще твердый взгляд на дело воспитания и обучения… сбивают учеников с толку и затем сами же сердятся и доходят до злобного даже обращения с учащимися, досадуя, что по­следние не умеют отвечать на задаваемые вопросы; а это, в свою очередь, еще более сбивает с толку и запугивает учеников до того, что они не в состоянии уже ничего от­вечать… Такие учителя сильно заблуждаются, относя не­понятливость учеников к невнимательности и тупости их, а не к собственной своей вине».

     Алтынсарин придавал решающее значение личности учителя. Мысли его об учителе совпадают также и с мне­нием Н. Г. Чернышевского, который считал, что «воспи­тателю должно перевоспитать самого себя и переучиться: ему следует сделаться из скучного, бестолкового, сурово­го педанта добрым и рассудительным преподавателем, отбросить дикие понятия, которыми загроможден здо­ровый смысл в его голове, приобрести взамен их разумные».

     Знакомясь с высказываниями Алтынсарина о роли учителя в учебно-воспитательном процессе, поражаешься его высокой психолого-педагогической культуре. Это тем более удивительно, что жил и работал он в усло­виях сплошной неграмотности, преодолевая тьму неве­жества.