Психологические особенности казахов

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     Психологические особенности казахов в творчестве Ч. Валиханова занимают весьма заметное место. Сле­дует отметить, что пристальный интерес ко всему, что ка­сается этого вопроса, присущ всем казахским просвети­телям второй половины XIX века. И это не случайно.

     Как известно, правящая верхушка России высокомер­но относилась не только к простому народу, но и ко всем иноязычным народам империи, которых официально на­зывали «инородцами». Это пренебрежительное отноше­ние шло, с одной стороны, от великодержавного шовиниз­ма, с другой — от «злой памяти» монголо-татарского нашествия и, кроме того, от незнания условий быта и культуры народов, населяющих ныне Среднюю Азию и Казахстан.

     Ч. Валиханов — ученый и просветитель, мировоззре­ние которого формировалось под влиянием русских ре­волюционных демократов, зная подлинные национальные черты и обычаи своего народа, не мог равнодушно воспри­нимать «теоретические» выводы некоторых западных уче­ных, утверждавших, будто азиатские народы нежизнеспо­собны. Он поставил перед собой задачу создать объектив­но научное исследование жизни и быта народов Средней Азии и Казахстана. Опровергая глубоко ошибочные пред­ставления востоковедов, Ч. Валиханов писал: «В Евро­пе до сих пор господствует ложное понятие, представляю­щее кочевые племена в виде свирепых орд и беспорядоч­ных дикарей. Понятие о кочевом монголе или киргизе тес­но связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем большая часть этих варваров имеет свою ли­тературу и сказания — письменные или изустные…» В другом месте он пишет: «Говоря серьезно, киргизский народ принадлежит к числу наиболее миролюбивых и, следовательно, к числу наименее диких иноверцев рус­ского царства».

     Ч. Валиханов как широкообразованный человек видел свою задачу в ознакомлении читающей публики с бытом, обычаями, духовной культурой народа, из среды которо­го он вышел. А в интересах борьбы с шовинистическими представлениями, унижавшими человеческие достоинства, он первой задачей своей ставил изучение своего народа и знакомство с ним русской публики. В этой благородной работе ему всемерно помогали русские друзья. Так, близ­кий друг Валиханова великий русский писатель Ф. М. До­стоевский со всем пониманием важности просветитель­ской миссии Валиханова, вдохновляя молодого ученого на свершение его замыслов, с большим сочувствием в одном из своих писем к нему говорил: «Вы бы могли так устроить судьбу свою, что были бы необыкновенно полез­ны свой Родине. Например, не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое степь, ее значение…»

     Как мы знаем, Валиханов блестяще справился с этой задачей, оправдал добрые надежды, возлагаемые на не­го передовыми людьми России.