Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     Вторая половина XIX века характеризуется интенсив­ным развитием психологической науки как на Западе, так и в России. Выдвигаются новые проблемы, осваиваются новые отрасли, бурно развивается экспериментальное ис­следование. Одной из причин научного прогресса в облас­ти психологии явилось усиленное развитие материалисти­ческих идей в области естествознания.

     Именно в этот период в России обострилась борьба между реакционной помещичье-крепостнической самодержавной идеологией и идеологией прогрессивных слоев русского общества в ли­це революционеров-демократов, наиболее яркими представителями, которых явились В. Г. Белинский, А. И. Гер­цен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

     Деятельность их была пронизана глубокой ненавистью ко всем проявлениям крепостничества в общественной жизни России и посвящена горячей защите прогрессивно­го развития страны. Они беззаветно боролись за интере­сы народа и сыграли выдающуюся роль в освободитель­ном движении народов России. Особенно сильное влияние на передовых людей второй половины XIX века оказал Н. Г. Чернышевский — глава российских революционных демократов, самый выдающийся мыслитель домарксист­ского периода.

     Революционные демократы настойчиво и пытливо ис­кали правильную теорию как орудие освобождения наро­да от самодержавия и эксплуатации. Они справедливо считали народ главной движущей силой общественного развития. Но они не видели, да и не могли еще видеть, исторической роли рабочего класса, способного преобра­зовать общество.

     В указанный период завершается процесс присоеди­нения Казахстана к России. Этот исторический акт спо­собствует пробуждению национального самосознания ка­захского народа. В степной край начинают просачиваться элементы передовой русской культуры. Под благотвор­ным влиянием русской революционно-демократической мысли возникает казахское просветительское движение. С появлением на общественной арене казахских просве­тителей психолого-педагогическая мысль Казахстана вступает в новую полосу развития.