Психологическая зоркость

Из рубрики: Психологические идеи Ибрая Алтынсарина

image

     Алтынсарин во многих своих произведениях с большой психологической зоркостью подмечает такие замечатель­ные черты представителей трудового народа, как правдивость, вежливость, любознательность, выдержанность, выносливость, трудолюбие, товарищество, уважение к старшим и т. п. Эти качества он воплощает в образах ге­роев своих рассказов — простодушного и находчивого Усена («Сын бая и сын бедняка»), выносливого Батимы («Асыл шеп»), щедрого Атымтая («Щедрый чело­век»), которых мы встречаем в его «Киргизской хресто­матии».

     Алтынсарин рисует детей бедняков одаренными, изо­бретательными. По его мнению, «условия суровой жизни казахских детей в трудовой семье» налагают отпечаток на их интеллект, развивают любознательность. Казахский ребенок любит занимательные рассказы, независимо от того, будут ли они серьезного содержания или исполнены живого юмора. Цельность чувств и переживаний героев, ясность их задачи, ситуации, где они проходят суровые ис­пытания ради достижения поставленной цели, всегда находили благодарного слушателя. «Киргизская натура,— писал Алтынсарин,— развивающаяся посреди суровой жизни, требует вообще предметов посерьезнее.

     Я по опы­ту знаю, с какой насмешкою и неохотно читают киргизс­кие мальчики басни, а родители их бывали даже недо­вольны тем, что детей их учат, например, таким нелепос­тям, что будто бы сорока говорит с вороною, и т. п. Для киргизских мальчиков, по мнению моему, более идут остроумные анекдоты, загадки, рассказы наставительного характера или о чем-нибудь таком, которое возбудило бы любопытство (подчеркнуто нами), например, вроде превращений шелковичных червей, бабочек, устрой­ства себе жилищ бобрами и т. п.»


Сардины на черепице