Первобытные религиозные представления

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     Психологической подоплекой рождения первобытных религиозных представлений является «страх перед ка­кой-то неведомой силой». По этому поводу Ч. Валиханов писал: «Другое дело — человек. Эта душа, эти способно­сти, этот дух, мыслящий и пытливый, не есть ли очевид­ное присутствие божества… Грозны были для младенствующего человека стихии, но от них можно укрыться, худшая беда была в самом человеке — страх перед ка­кой-то неведомой силой, которую он ощущал в себе. Че­ловек был окружен страхом, даже во сне он боялся, его страшил сон».

     Все это привело к тому, что сознание первобытных лю­дей населило природу существами, которые гораздо мо­гущественнее самого человека. И люди поверили, что все их благополучие и сама жизнь зависят от этих существ. Ч. Валиханов приходит к выводу, что источником шаман­ских верований является, во-первых, внешний мир, природа. И, во-вторых, внутренний мир, то есть сознание «младенствующего» человека.

     Ученый не ограничивается здесь только анализом пси­хологических предпосылок возникновения первых рели­гиозных воззрений. Он указывает, что религия родилась из потребности познать природу и совершенно правильно утверждает, что она не является плодом внутренних побуждений человека и его психики, а, наоборот, всецело зависит от воздействия среды на сознание человека. Ч. Валиханов считал, что религия порождается только на основе пассивного созерцания мира.