Неоднородность населения

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     Ч. Валиханов первым из казахских просветителей до некоторой степени сумел показать, что казахское населе­ние по своему составу неоднородно, расколото на два противоположных, враждебных друг другу лагеря — «на привилегированный класс киргизского народа…» и «чер­ный киргизский народ».

     Нелишне здесь подчеркнуть, что уже тогда казахские просветители, и особенно Ч. Валиханов, сумели правиль­но осветить круг вопросов, входящих в понятие «нацио­нальная психология», которое не нечто навсегда данное, застывшее и неизменное. Марксистская социальная пси­хология также отмечает, что устойчивость национальных особенностей психики (характер, привычки, вкусы, тра­диции, обычаи, предрассудки и др.) относительна. Корен­ные изменения в исторических судьбах народа и услови­ях его жизни производят перелом как в национальной психике, так и в характере.

     Вопрос об истоках религиозных верований казахов можно считать следующей большой психологической про­блемой, над которой работал Ч. Валиханов.

     Под влиянием атеистических произведений русских революционеров-демократов, в особенности В. Г. Белин­ского («Письмо к Гоголю»), Ч. Валиханов опровергает мнение о том, что человек набожен от природы. В этом отношении интересно привести несколько его замечаний: «Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета», «…Киргизы до вступления в русское подданство были мусульманами только по имени». «Кир­гизы — худые мусульмане: о догматах веры имеют самое темное понятие».