Мысли Валиханова о психологии казахов

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     Глубокое знание жизни и быта своего народа позво­ляет Ч. Валиханову высказать ряд интересных мыслей о психологии казахов. Так, вслед за русскими учеными он отмечал, что скотоводство являлось главной основой тру­довой деятельности кочевников и почти единственным источником его благосостояния. «Кочевой степняк,— пи­сал он по этому поводу,— ест и пьет и одевается скотом, для него скот дороже своего спокойствия. Первое привет­ствие киргиза, как известно, начинается следующей фра­зой: «Здоров ли твой скот и твое семейство?» Эта забо­та, с какой наперед семейства осведомляются о скоте, характеризует (быт кочевника) более, нежели целые стра­ницы описаний».

     Уже один этот отрывок говорит о том, как глубоко по­нимал молодой ученый специфику жизни своего народа, определившую и его психический склад. Именно поэтому он смог так проникновенно и правдиво описать нравы и обычаи казахов, а также критически осмыслить все соз­данное до него в русской этнографии о Казахстане.

     В одном из своих ранних произведений Ч. Валиханов, упоминая о поверьях, обычаях, развлечениях казахов, восхищенно говорит, что они с «огромным запасом исто­рических преданий поэтического свойства, с песнями им­провизаторов, бывших в разные времена, с любовью к музыке и с огромным кодексом определенных народных прав, судебных разборов и полицейских мер». Далее он особо подчеркивает, что «нет ни одного достопамятного события, ни одного замечательного человека со времени самобытной жизни этого народа, воспоминания о кото­ром не осталось бы в народной памяти».

     В замечаниях на книгу историка А. И. Левшина, кри­тикуя отдельные промахи этого исследователя, Валиха­нов попутно подчеркивает еще одну существенную черту казахской национальной психологии. «Чувствительность в кайсаках (казахах) и участие, принимае­мое ими в несчастии ближнего, стоят внимания и похва­лы. Участие сие видно из следующего: нищий, куда бы он ни пришел, в кибитку ли богача или в хижину бедня­ка,— везде ему приют, везде выражают ему сострадатель­ность и не только словом, но всегда чем-нибудь более или менее существенным; из кибитки первого выходит он с какою-нибудь да тряпицей, а у последнего напьется по крайней мере или наестся тем, чем тот богат… Взаимная друг другу помощь, оказываемая кайсаками в последнем случае, достойна подражания и просвещенному европей­цу».


Изучение минералов,полезных ископаемых и ценных пород