Мысли о наблюдении и наблюдательности

Из рубрики: Психологические воззрения Абая Кунанбаева

image

     Интересны мысли А. Кунанбаева о наблюдении и на­блюдательности человека. Как известно, наблюдатель­ность лучше всего развивается в процессе деятельности или длительных упражнений. Абай придавал большое значение наблюдательности в жизни людей и сам был че­ловеком на редкость наблюдательным, умел подмечать мельчайшие подробности явлений и людских характеров. Так, в стихотворении «Всадник с беркутом скачет по ран­нему снегу» он, будучи сам страстным охотником, образ­но детализирует подробности охоты: встречу со зверем, выпуск беркута, его схватку с лисой, победу птицы. Вот как динамично и ярко воссоздан им напряженный момент схватки беркута с лисой на земле:

Бьются насмерть.

А снег ослепительно бел,

Черен беркут, лисица красна…

Смотри!..

Последняя строфа этого стихотворения заканчивает­ся так:

Не видна близоруким в степи трава,

Не понять верхогляду мои слова.

     Небезынтересны высказывания замечательного про­светителя и о свойствах памяти человека, играющей важ­ную роль в жизни каждого индивида. Поэт даже вводит своеобразный психологический термин для определения свойств памяти («умытпастык себептер» — буквально в переводе «условия незабывания»). В «Тридцать первом слове» Абай говорит: «Имеются четыре условия, чтобы не забыть услышанное: во-первых, необходима определен­ная установка к запоминанию; во-вторых, услышанное и увиденное надо усвоить с большим прилежанием и чувст­вом; в-третьих, надо время от времени несколько раз по­вторять, подумать про себя и закрепить предмет в памя­ти; в-четвертых, надо избавляться от пороков мысли, а если они возникли, то не следует предаваться им. Поро­ками же мысли являются: беспечность, распущенность, несерьезность или шутливость, впадание в уныние или проявление азарта к чему-нибудь. Эти четыре порока мысли могут развеять весь ум, все знание».

     По мнению Абая, «без размышления и сохранения его результатов в памяти нау­ка не может развиваться, то есть для научного познания наряду с глубоким размышлением необходимо и сохране­ние результатов осмысленного в памяти. В «Девятнадца­том слове» автор пишет о воспроизведении и о роли эмо­ции в памяти. «Если ты хоть и внимаешь мудрым речам, но слушаешь их беспечно или, выслушав и придя в вос­торг, не захочешь переспросить, чтобы вникнуть в суть мудрости, и не изменишься, то для чего же ты слушал?».

     В произведениях Абая можно найти ряд метких за­мечаний о мышлении и речи как специфических осо­бенностях человеческой души, отличающих людей от жи­вотных: «пусты без мысли слова» или

Владеет жизнью даже скот,

Но он ума и чувств лишен.

     Можно привести и другие высказывания по этому во­просу, где А. Кунанбаев снова подчеркивает, что только благодаря способности мыслить человек узнает о сущест­венных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, а также осуществляет в процессе познания пе­реход «от явления к сущности».

     Абай высоко ценил людей, умеющих логически мыс­лить, их проницательный, аналитический ум. О таких лю­дях он писал:

Мудрый зорко проникает в глубь вещей.

Расщепляет волос на сорок частей.

     В других стихах сказано, что «человеку можно все по­стичь своим умом», что он «силен мыслью и душой», и если у него есть эти качества, то он всегда сумеет добить­ся своей цели в жизни.