Киргизское родословие

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     В черновом наброске статьи «Киргизское родословие» Ч. Валиханов выделял красноречие как народный культ, как примечательную особенность казахского националь­ного характера. Он писал о том, что казахи большие охотники до ораторских выступлений, что они стремятся совершенствоваться в искусстве произнесения речей и особенно ценят того, чья речь блещет юмором или отме­чена находками. Украшением языка неизменно служили поговорки, пословицы, анекдоты и другие традиционные элементы ораторского искусства. Меткие слова и выраже­ния становились крылатыми и при случае умело исполь­зовались другими выступавшими.

     Ч. Валиханов подчеркивал, что гостеприимство, почи­тание стариков, умение переносить трудности являются су­щественными чертами психологии казахов. «Гостеприим­ство (святые гости, как у горцев), уважение их как свя­тых, почтение к старикам, повиновение главе — составля­ет их добродетель. Ругательства между ними не терпят­ся. Оскорбление чести и осквернение матери ведут за со­бой войну… Терпение к перенесению нужды составляет тоже их черту; для киргиза достаточно капа крупы, что­бы прокормиться несколько месяцев».

     Так, гордясь всем лучшим, что было в казахском на­роде, Ч. Валиханов открывал миру подлинные черты его национального характера. Вместе с тем он не был скло­нен идеализировать быт и обычаи, державшие казахский народ в плену отсталости.

     Будучи подлинным ученым, Ч. Валиханов смотрел на явления широко, с высоты своих обширных знаний, ко­торые позволяли ему сопоставлять и анализировать. На­циональный характер он понимал многогранно и изучал его всесторонне, не отрывая от конкретных условий жиз­ни и времени. Давая объективную характеристику пси­хологии народа, он всегда имел ввиду особенности его быта, языка, культуры, религии и т. д. в их совокуп­ности.


Оснащенность противоинфарктных отделений