Главный философский вопрос

Из рубрики: Психологические воззрения Абая Кунанбаева

image

     К исследованию психологических взгля­дов А. Кунанбаева ученые Казахстана приступили только в последнее время. Вышеназванные работы являются первыми шагами в этом направлении.

     Главный философский вопрос, волновавший Абая,— сосуществование души и тела — решается им идеалисти­чески. В произведениях «Смертна природа, человек же не умрет» (1895 г.), «Время — пряди тумана вдоль гребней гор» (1897 г.) и других Абай говорит, что умирает лишь тело человека, а душа продолжает существовать.

«Я», — разум промолвит.

Плоть скажет: «Мое».

Различно у плоти с душой бытие.

Бессмертное «я» никогда не умрет,

«Мое» — это только земное жилье.

     С другой стороны, в его психологических воззрениях можно найти и материалистические взгляды. По Абаю, сознание формируется в процессе жизни, трудовой дея­тельности. «…Ум и знания — это уже плоды труда». По его мнению, человеку дал разум совсем не бог, он допускал, что разум возник в результате эволюции, тру­довой деятельности людей. Считая человека «царем всех живых творений», А. Кунанбаев ищет различия в психике человека и животных. Он выделяет специфические качест­ва, отличающие человека от высших животных. «Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека»,— пи­сал он. Одним из главных преимуществ челове­ка Абай считал его способность к активной деятельности, направленной на пользу общества. Он называет настоя­щим человеком лишь того, кто не покоряется року, обще­признанным предрассудкам, а смело ищет пути к лучшей жизни, стремясь направить народ на верную дорогу. Абай бичует лентяев, отлынивающих от честного труда, живущих плутовством и неправдой, осуждает тех, кто ради карьеры и власти способен на всякие подлости. Абай считает, что подобные люди ведут скотскую жизнь. «Коль ум не ведает, где свет, тот человек живет, как скот».

    Абай солидарен с мыслями древнегреческого филосо­фа Сократа, который утверждал, что ощущения присущи и животным, хотя у них нет разума. Поэт разделяет и мысли Сократа о том, что все особенности людей и жи­вотных обусловлены различием образа их жизни. По мне­нию А. Кунанбаева, вертикальное положение тела дает человеку возможность охватывать своим взором все пред­меты и явления реального мира, проверять их. «…Сравни организм животного и организм человека,— пишет Абай.— Человек опирается на ноги, растет вверх, он охва­тывает своим взором всю жизнь… Животные не могут строить города, производить инструменты, делать оружие и достигать границ искусства и познания».

     Если человек не постиг хотя бы главных тайн мира, говорится им далее, то он еще не полностью возвысился над животными. Так, отдавая должное роли прямой по­ходки в эволюции человека, мышлению, речи, созидатель­ным способностям, а также способности покорять стихию, Абай склоняется к материализму, интуитивно приближа­ясь к пониманию общественной природы человека. Одна­ко он был далек от мысли, что человеческое сознание, в конечном счете, зависит от общественно-исторических условий.