Философ А. Кунанбаев

Из рубрики: Психологические воззрения Абая Кунанбаева

image

     Надо сказать, что как философ А. Кунанбаев раскрывает себя в поэзии и в афоризмах. В своих раздумьях Абай, как и Алтынсарин, шел не от идей к явлениям жиз­ни, а от реальной действительности — к мыслям, кото­рые, однако, не сложились в определенную «философскую систему», если понимать под этим термином какой-то законченный свод предлагаемых к руководству поло­жений.

     В философских размышлениях Абай часто непоследо­вателен и противоречив. С одной стороны, в познании окружающей действительности он выступает в материали­стическом плане, с другой — предстает человеком, верую­щим в бога и в бессмертие души. Абай считает бога пер­воначальным творцом мира, который, создав горы, реки, растительность и животных, в дальнейшем не вмешивал­ся в земные дела человека. Затем связь между богом и всем тем, что имеется в мире, прерывается и природа раз­вивается по своим законам. В этих суждениях Абай вы­ступает как деист. Эта противоречивость в философских взглядах Кунанбаева обусловлена той общественной сре­дой, в которой жил он сам и его современники.

     Признавая объективную реальность окружающего мира, Абай считал, что сознание и разум формируются в процессе трудовой деятельности. Познание внешнего ми­ра — это сложный, ступенчатый процесс. Все окружаю­щее люди познают благодаря органам чувств, данные же чувств перерабатываются в сознании. По этому пово­ду Абай писал: «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир».

     Как видим, в этих высказываниях о роли органов чувств Абай стоит на уровне современной материалисти­ческой науки. Экспериментами и жизнью доказано, что человек сначала познает окружающий мир путем своих ощущений, а затем перерабатывает полученные данные в мозгу.

     Абай говорит о свойствах, которые необходим» для познания окружающего мира. Первое из них — это «свойство быстро понимать все виденное и услышанное и допытываться, откуда оно происходит». Дру­гими словами, познание окружающего мира начинается с живого созерцания, то есть человек прежде всего должен хорошо рассмотреть, услышать и пощупать то, о чем впо­следствии он будет думать, чем будет пользоваться, чего будет опасаться и избегать.