Эмоциональная жизнь человека

Из рубрики: Психологические воззрения Абая Кунанбаева

image

     Разносторонняя эмоциональная жизнь человека — одна из главных тем творчества Абая.

     Абай Кунанбаев знал, что красивая песня и нежная мелодия проникают во все тайники человеческого серд­ца, затрагивая его внутренний мир, создавая особую эмо­циональную настроенность. Песня способна ввергать нас в печаль и тоску, дарить веселье и радость, она как бы обновляет наши чувства, ибо несет в себе многие пережива­ния, свойственные человеку.

     Чувства многогранны, но те, что связаны с такими волевыми особенностями человека, как целеустремлен­ность, одержимость, самоотверженность, особенно полез­ны в научной деятельности. «Если страстно полюбишь науку и само знание будешь считать подарком,— гово­рит Абай,— то оно даст тебе высшее блаженство». Наука может стать счастьем и смыслом жизни лишь для того, кто посвятит ей себя всего. «Если же твои чувства будут обращены к другим вещам, то и науку ты будешь изучать только ради этих вещей,— говорил Абай.— Это отношение будет похоже на отношение маче­хи к пасынку. Науку же надо любить, как мать любит своего сына».

     Абай считал, что богатство, полнота и разнообразие чувств — необходимая предпосылка высокого духовного развития человеческой личности. Особое значение прида­вал он любознательности и любопытству, которые сти­мулируют познавательную деятельность человека, уско­ряя усвоение и понимание изучаемых явлений.

     По мнению Абая, чувство (иногда этот термин он за­меняет словом «сердце») — верховный прави­тель человеческого разума, так как оно заставляет сытых и беспечных тревожиться и думать о жизни бедных и обездоленных. Скромность, милосердие, справедливость, отзывчивость — все доброе исходит от чувства. «Есть ли у человека что-либо более драгоценное, чем его сердце?». «Проверяй все сердцем». Абай делает попытку вкратце охарактеризовать некоторые че­ловеческие эмоции, и суждения его о страстях весьма интересны.


Наследие прошлого