Чувство любви к родине

Из рубрики: Психологические идеи Ибрая Алтынсарина

image

     Будучи патриотом и большим гуманистом, Алтынса­рин стремился воспитать у подрастающего поколения ка­захов чувство любви к родине. Он гордился тем лучшим, что было заложено в казахах от природы, воспето наро­дом. Поэтому мы встречаем в его произведениях Кара-батыра, Жаныбек-батыра — героев, знакомых по фольк­лору. Педагога-просветителя привлек богатый духовный мир этих людей, их мужество. Но одной силы и смелости мало, нужен ум, жизненный опыт, преданность народу. В рассказе «Жаныбек-батыр» повествуется о встрече Жаныбека со старцем Абызом. Будучи уже прославлен­ным воином, Жаныбек приехал к нему, чтобы поучиться уму-разуму. Он скромно выслушивает наставления муд­рого Абыза, который больше всего осуждает высокоме­рие, гордыню и зазнайство, ибо они могут стать причиной гибели человека.

     По мнению Алтынсарина, прекрасное в человеке — его душевная красота. А она выражается в том, чтобы делать добро не только для себя, но и для других.

     «Не надо ради стяжательства несправедливым быть. Только души богатство дает человеку почет» — пишет просветитель, напоминая вскользь, что человека всег­да следует ценить не по богатству, что было характерно для феодально-патриархальной байской морали, а по ду­шевным и деловым качествам. Человек обязан быть полезным народу. Поэтому Алтынсарин в ряде произве­дений воспевает величие труда. Таково идейное содержа­ние рассказов «Паук, Муравей и Ласточка», «Отец и сын» и других.

     Алтынсарин так же, как и русские прогрессивные пе­дагоги прошлого столетия, был против эксплуатации под­невольного детского труда; он ратовал за труд целена­правленный, развивающий ум и чувства детей, за труд, дающий реальные результаты и моральное удовлетворе­ние. Однако, отдавая должное воспитательному значению труда, Алтынсарин забывает о его социальной обуслов­ленности. Ему представлялось, что достаточно людям усердно работать — и они смогут добиться благополучия, богатства.