Быт и нравы казахов

Из рубрики: Психологические идеи и воззрения казахских просветителей

image

     Благодаря присоединению Казахстана к Российской империи русские исследователи получили большие воз­можности глубже познакомиться с бытом, традициями и нравами казахов. Естественно, их не могла не заинтере­совать и психология этого народа. Вот почему первые све­дения о психологических особенностях жителей Казахста­на мы находим именно в трудах русских ученых. Было бы желательно здесь сделать небольшой экскурс в эти исследования, поскольку они существенно дополняют и уточняют те психологические проблемы, которые затра­гивал в своих произведениях Ч. Валиханов.

     В дореволюционный период ученые России продела­ли громадную работу по созданию фундаментальных тру­дов о жизни кочевых народов, поэтому даже для беглого их обзора понадобилось бы очень много времени. Ска­жем здесь только, что многие исследователи увидели в психологии и укладе жизни казахов немало положитель­ного. Один из видных знатоков казахской жизни А. Харузин, автор большой работы «Киргизы Букеевской Орды» (антропологический очерк, 1889), писал, например, что казахи обладают великолепной физической закалкой, что они любознательны и восприимчивы. «Суровая жизнь,— повествует А. Харузин,— в которой воспитывается кир­гиз, с резкой переменой температуры лета и зимы, дня и ночи, закалила киргиза и сделала его выносливым и не­чувствительным к холоду и жаре».

     Так, не затрагивая со­циально-экономических условий жизни народа, автор правильно отмечает роль и влияние географической сре­ды в формировании личности человека. Надо отдать дол­жное наблюдательности и объективности А. Н. Седельникова: «Образ жизни способствовал развитию у киргиз живого общительного характера,— говорит он,— в связи с этим находятся добродушие, гостеприимство, сострада­тельность и честность…» «О сравнительной культурности киргиз-казахов,— говорится далее,— можно судить от­части по характеру языка, по способности и форме изла­гать свои мысли, по богатству народной литературы и, на­конец, по состоянию развития искусства». Отмечая особую физическую выносливость казахов, пытливость ума, хорошую память, автор подчеркивает, что черты харак­тера казахов «создались и поддерживаются всем совре­менным складом киргизской жизни».

     Авторы этих исследований отмечали, что киргизы от­личаются неподдельным добродушием, честностью, трез­вым взглядом на жизнь, терпеливостью в страданиях, авторы других — ценили их высокие умственные способ­ности: находчивость, красноречие, чувство юмора и т. п. «… Горизонт ума вообще у кочевника шире, чем у селяни­на, мыслительные способности его гибче, сообразитель­ность живее»,— сообщает один такой автор в статье «Ко­чевой быт и исследования в степях». В этой статье далее пишется, что «по отношению деятельности, воображе­ния и поэтической производительности кочевник всегда неизмеримо превосходит оседлого жителя: импровиза­ция — явление весьма обыкновенное в степях; бедуины остались навсегда неподражаемыми образцами поэзии для горожан арабов; мифология у всех народов, ее имею­щих, зародилась, известно, еще в период их пастушеско­го быта».